Понедельник, 16.06.2025, 06:08
Приветствую Вас Гость | RSS

Мой сайт

Блог


15:45
Мила нам добра весть о нашей сторне
«Мила нам добра весть о нашей стороне. Отечества и дым нам сладок и приятен…» Чтобы попасть в Михайловицу, надо добраться до правого берега Ветлуги. Дорога приводит прямо на брод, по которому с незапамятных времен люди и перебирались на ту сторону. Это было несколько выше села. А позднее, метров через 150 – 200 вверх по течению, оборудован был еще и перевоз. На правом берегу стоял маленький бревенчатый домик, в котором обитал перевозчик. В его распоряжении был паром и две лодки-дубленки. Через реку протягивался стальной трос, по которому усилиями перевозчика и продвигался паром с размещенными на нем повозками. В последние годы всю эту службу заменили понтонным мостом. Все остальное вокруг, как было несколько столетий назад, так и осталось. Перед взором пришедшего на правый берег оказывается, как и прежде, полноводная, и с быстрым течением красавица река. Села не видно, показывается только несколько крайних построек. Зато прямо перед тобой на крутом косогоре, как оазис в степи, формой правильного прямоугольника, вечнозеленый участок леса из вековых сосновых деревьев. Это наше родовое кладбище. Как теперь уже стало известно, именно здесь, на этом погосте, нашили себе постоянное пристанище не менее шестнадцати поколений жителей населенного пункта, называемого в разное время деревней Михайловкой или Черкаской, а затем селом Михайловицей, Архангельское, Заводское. Был у этого села когда-то расцвет, потом наступил закат, и теперь оно снова превращается в деревню Михайловку. Много тайн хранят эти четырехсотлетние деревья. Но поведать их человеку они не могут. Помню, когда мы были еще босоногими мальчишками, кто-то распространил слух, что якобы на этом кладбище Степан Разин, в свое время, зарыл клад. Нам очень хотелось его найти. Таясь от людей, мы долго искали клад. Не нашли. С годами появилось желание более серьезное. Встанешь на берегу, где раньше был домик перевозчика или посмотришь на фотографию, где на заднем плане родовое кладбище, а на переднем Ветлуга с понтонным мостом, и захочется представить себе прошлое своей малой родины, а потом и сравнить его с настоящим, увиденным сегодня. В этой книге, этап за этапом, такие сравнения производятся. Хотелось бы еще глубже заглянуть в старину. Да не получается. Посмотришь на карту Ветлуги, посмотришь на саму реку, и захочется узнать когда и как она прокладывала свое русло. А потом нам – потомкам первопоселенцев – надо бы знать, когда и откуда они тут появились, как жили, с кем воевали. Где взять достоверную информацию об этой старине? Первый наш «краевед», летописец, инок Киево-Печерского монастыря Нестор в своей «Начальной летописи» повествовал о событиях на нашей земле за период IX – XII веков. Там-то как раз и повествуется поселение славянских и финских племен на Русской равнине. В заглавной Повести Нестор писал: «Се повесть временных лет, откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первое княжити и откуда Русская земля стала есть». Один список Повести был найден в Костромском Ипатьевском монастыре. Труд Нестора доводит до нас необходимые сведения о начале отечественной истории, но только от IX столетия. Более ранних событий на Руси невозможно найти даже во всемогущей паутине Интернета. Пока нет достоверного ответа на вопрос : откуда пришли сюда первопоселенцы и каково их происхождение в более древние времена. Хотя существует два направления. Первое изложено в XVIII в. членом русской Академии наук немцем Шлецером. Его в последующем поддерживали известные историки Карамзин, Погодин и Соловьев. Смысл его сводится к следующему. До половины IX в. на узкой полоске от Новгорода до Киева жили люди подобно зверям, наполнявших леса на этой земле. Это были славяне и финны. Образ жизни у них был «скотский», ели они всякие нечистоты, убивали друг друга, жили уединенными родами. Но вот, в середине IX в. пришли сюда из Скандинавии варяги, которые и заложили принципы человеческого общежития. Второе направление изложено впервые в XIX в. учеными историками Беляевым и Забелиным. Их поддерживали Ломоносов и Ключевский. Согласно этого взгляда восточные славяне, еще до рождества Христова, заселили упомянутую в Начальной летописи территорию. Да, это были отдельные рода, объединявшиеся затем в союзы и целые племена, называемые полянами, древлянами, северянами, кривичами… В последующем здесь создаются этносы русских, украинцев и белорусов. А вообще, ныне славяне составляют крупнейшую в Европе группу народов, объединенных общностью происхождения и близостью языков, в которую кроме восточных входят еще западные (поляки, чехи, словаки, кашубы, лужичане) и южные (болгары, сербы, хорваты, словенцы, македонцы, черногорцы и боснидцы). Практически одновременно север Русской равнины заселяют многочисленные финские племена: меря, черемисы, мордва, мещера, чудь, ливь, нарова, ямь или емь, пермь, югра, печора… Они занимали Европейский север от Балтийского моря до Сибири, от Ледовитого океана до Средней Волги. По меткому выражению Карамзина «мы не знаем когда они в России поселились, но не знаем также и никого старобытнее их в северных и восточных ее климатах». И это еще не все соседи славян. Начиная с середины первого тысячелетия до н. э. приходили на нашу землю многочисленные племена кочевников из Средней Азии. Каждому хотелось захватить лучшие земли и участки рек. За них сражались, потом объединялись в борьбе с другими народами. Иногда создавали совместные семьи, менялась генеалогия людей, быт и даже образ жизни. На севере Руси благодаря объединению славянских и финских племен создается новая великорусская народность. В Западной Европе процесс образования наций совпал по времени с образованием отдельных самостоятельных государств. Вот тогда и возникли национальные государства Англия, Франция и другие. На Руси обстановка складывалась по-иному. Борьба за независимость и воссоединение страны требовала образования централизованного государства уже в XV веке, когда еще только начались формироваться великорусская, украинская и белорусская народности. Государство создано, а уж потом в нем стали создаваться нации. Так и появилось многонациональное государство Россия, в котором живут россияне, также, как во Франции, скажем, живут французы. Такова общая картина становления нашего российского этноса. Что касается жизни и быта наших первобытных предков, то эту картину каждый может представить своим воображением. Публикуемые на этих страницах картинки помогут развить представление о жизни первобытных людей. Другого предложить не могу. У меня почему-то вертится такая мысль. Если люди одного рода или племени размещались в одной или нескольких хижинах, то легко можно представить их валовой внутренний продукт (ВВП). Ну, а если поделить его на количество людей этого рода, племени, то получим показатель, характеризующий уровень жизни данного общества. Здесь все просто и понятно, потому как общий продукт, добытый и изготовленный, делится поровну на каждую душу. В сегодняшней России тоже есть такой показатель, только делится-то ВВП неравномерно, и получается одним очень много, другим очень мало. Ну, это было лирическое отступление, а по существу можно сказать еще вот что. На помощь Нестору приходят археологические раскопки. Раскопки, проведенные по изучению полей погребальных урн в бассейне реки Вислы от Карпат до Балтийского моря, показали, что там еще в XII – IV вв. до н. э. проживали древние племена, названные в последующем «Лужичанами». Название это сейчас широко встречается в Прибалтике, в Центральной и Северной Европе: в Германии проживают славяне, называемые лужичанами или лужицкими сербами; в Чехословакии есть Лужицкие горы и река Лужнице; у нас на северо-западе Лужская возвышенность, есть город Луга, и река называются Луга, она впадает в Лужскую губу Балтийского моря. Теперь добавим сюда такой факт. В 1616 году переписчик С. Ф. Сытин, проводя в Поветлужье перепись населенных мест, перечислял деревни, расположенные на реке, которую он назвал Луга. Может в далекой древности славяне из племени лужичан пришли на эту реку и, очарованные ее красой, остались тут на постоянное житие. Ну, и назвали реку своим именем — Луга. Черемисы, проживавшие здесь с незапамятных времен, имели право внести свою добавку к названию реки. Видимо правильно и сделали, ведь по-морийски «ветля» значит женщина. Ударили по рукам друг друга эти народы и сказали: «Пусть она называется Ветлуга, ведь жить на ней нам вместе». А теперь выйдем из прошлого и перейдем в современность, события которой уже расписаны в Начальной летописи и российскими историками.
Просмотров: 38 | Добавил: darja16 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Август 2020  »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Архив записей
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0